Адыгабзэ - Алтай - Башҡорт теле - Буряад хэлэн - Дагестан - ГӀа́лгӀай мотт - Адыгэбзэ Малкъар тил - Хальмг келн - Къарачай тил Адыгэбзэ - Karjalan kieli
Коми кыв - Крым - Марий йылме - Мокшень кяль Эрзянь кель - Саха тыла - Ирон ӕвзаг - Татар теле - Тыва дыл - Удмурт кыл - Хакас тілі - Нохчий - Чӑваш чӗлхи

Tuesday, November 6, 2018

Ограничение изучения родных языков и языков республик противоречит Конституции РФ и интересам народов страны


15.07.2018 - tatar-congress.org

Приближается  день  рассмотрения  в  Госдуме РФ законопроекта об изменении статуса государственных языков национальных языков национальных республик. Как бы ни решили депутаты и  вертикаль власти судьбу родных наречий народов страны и языков национальных республик, на многие десятилетия и  века сохранится актуальность изучения национальных языков и литератур, полилингвизма в многонациональном обществе.
Компетентная и объективная точка зрения и  сами языки останутся востребованными в обществе. Справедливость и правда необходимы для принятия верных решений и  для исправления ранее допущенных ошибок.
11 июля  2018 года в Институте Истории имени Ш. Марджани Академии наук Татарстана состоялась межрегиональная научно-практическая конфренция «Принипы преподавания родных языков и государтвенных языков республик РФ». Ее организовали Инстутут истории АНТ, Центр истории и теории национального образования этого института, Всемирный форум татарской молодежи.
С приветствиями, аналитическими докладами и презентациями выступили академик Индус Тагиров,  Олег Хисамов (ИЯЛИ), Исмагил Хуснутдинов, Марат Лотфуллин (Институт истории), Рашит Шакирзянов (КГАСУ), Николай Максимов (КХТИ), Альфред Бустанов (Санкт-Петербург), Алсу Гильмутдинова (КАИ), Альфят Закирзянов (КФУ) и другие.
Прозвучало аргументированное мнение о том, что при рассмотрении вопросов полилингвизма и преподавании языков законодатели и и чиновники исполнительной власти, ограничивая полномочия регионов и представителей российских этносов, допускают политизацию образовательной проблемы, не пользуются итогами объективного  научного анализа правового, педагогического, психологического и этнокультурного  аспектов образования.
На конфреренции состоялся обмен мнениями по докладам и выступлениям. Предложения выступающих  уключены  в резолюцию конференции, которая передается в органы федеральной и региональной власти.
Римзиль Валеев

Никогда не потеряет свою актуальность объективная оценка  изучения государственных  языков национальных республик!

Резолюция
межрегиональной научно-практической конференции
“Принципы преподавания родных языков
и государственных языков
республик Российской Федерации”

«Государство не должно принимать решения, не обоснованные учеными»

Мы, участники межрегиональной научно-практической конференции, понимая важность сохранения родного языка, образования, культуры, и самобытности народа, отмечая, что образование на родных языках, преподавание родных языков и государственных языков в системе образования является важным условием духовно-нравственного воспитания, успешного формирования гражданственности, патриотизма, гордости за свою республику и свой народ, за Россию в целом, считаем ключевыми задачами дальнейшее совершенствование образования на родных языках и изучения родных языков народов Российской Федерации.
В ходе работы конференции с участием представителей научной, педагогической общественности, представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления и средств массовой информации были заслушаны и обсуждены  докладов и сообщения по обсуждаемой проблеме.
Состояние образования на родном языке и изучения родных языков в системе образования вызывает тревогу даже у татарского народа, у которого имелась сложившаяся система образования на родном языке.
В настоящее время прекращена подготовка педагогических кадров, владеющих родным языком даже в Татарстане, только 7% детей татар изучают родной язык в школах регионов РФ, где проживает более двух трети татар России.
Подготовка педагогических кадров для национальной школы и учителей татарского  языка в регионах  России прекращена с 2000 года. В этих условиях действия федеральных властей, направленные на ограничение прав народов на получение образования на родном языке и изучения родных языков основным образованием и только в пределах возможностей системы образования, являются кощунственными и нарушают Конституцию Российской Федерации.
Ограничение образования на родном языке основным образованием лишает народы России возможности получать высшее образование на родном языке и подготовки педагогических кадров, владеющих родным языком, и ведет к ликвидации образования на родных языках.
Участники Межрегиональной научно-практической конференции осуждают попытки внедрения антиконституционных принципов образования на родных языках и преподавания родных языков, основанных на градации языков и народов, и обращаются с предложениями:

 в Госдуму РФ:

  1. внесения изменений в закон «О языках народов Российской Федерации» в части обеспечения статуса официальных языков в Российской Федерации государственных языков республик Российской Федерации с обязательной публикацией федеральных нормативно-правовых документов на этих языках;
  2. внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «Об образовании» в части:
    1. обеспечения конституционного права граждан на получение среднего (полного) общего образования на родном языке и на изучение родного языка на всех уровнях образования, с соответствующим кадровым и учебно-методическим обеспечением;
    2. обеспечения преподавания государственных языков республик в соответствие с законодательством этих республик;
    3. снятия законодательных ограничений конституционных прав народов на сохранение и развитие родных языков в виде их обеспечения «в пределах возможностей системы образования», «нанесения ущерба преподаванию русского языка» и возможности дополнительного изучения русского языка за счет родных языков;
  3. внести предложенные изменения в Законопроект № 438863-7  О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации) втором чтении (приложение);
  4. организации постоянного федерального мониторинга и служб по созданию условий для изучения родного языка и обучения на родном языке детей народов России, включая подготовку билингвальных педагогических кадров, учебно-методических комплектов.

В Минобрнауки РФ:

выражая тревогу по сокращению обучения на родных языках и объема изучения родных языков и литератур в государственной и муниципальной системе образования, предлагаем: восстановить отдел национального образования  в Министерстве образования и науки РФ (Министертво просвещения РФ); вести мониторинг создания условий в системе образования для обучения на родном языке и изучения родных языков, в том числе по подготовке кадров и УМК;

инициировать:

— разработки федеральной Концепцией преподавания родных языков в Российской Федерации, Концепции развития общеобразовательных учреждений с родным языком обучения и Концепции полилингвального и поликультурного образования в Российской Федерации; — создание общероссийской системы разработки, рецензирования и издания учебно-методических пособий на языках народов РФ; внести в федеральные государственные образовательные стандарты ВУЗов и ССУЗов подготовку специалистов для преподавания на родных языков и родных языков, региональных предметов, в ФГОС общего образования в качестве ключевых образовательных компетенций компетенцию в области родного языка с государственной итоговой аттестацией выпускников 9, 11 классов; отменить положение о проведении итоговой аттестации учащихся средних общеобразовательных учреждений исключительно на русском языке. обеспечить подготовку в необходимом количестве  педагогических кадров, владеющих родными языками, обеспечение образовательных организаций учебниками и методическими пособиями на родных языках.

В Кабинет Министров Республики Татарстан:

В связи с прекращением подготовки билингвальных педагогических кадров и резким сокращением подготовки билингвальных специалистов, предлагаем и инициировать:
  • создание татарского национального университета;
  • восстановление института национального образования;
  • возобновление подготовки билингвальных учителей  для организации образования на родном языке;
  • расширение сети национальных дошкольных и общеобразовательных учреждений родным языком обучения и с углубленным изучением татарского языка; расширение сети среднего специального и высшего образования с обучением на полилингвальной основе.
Участники Межрегиональной научно-практической конференции решили:
  1. Конференции на данную тему проводить на регулярной основе;
  2. Резолюцию конференции направить для размещения на сайты средств массовой информации, в Госдуму РФ, Минобрнауки РФ, Кабинет Министров Республики Татарстан
  3. Информацию о конференции направить для размещения на сайты средств массовой информации на русском татарском и английском языках.

No comments:

Post a Comment